Зрителям представили 11 спектаклей, основанных на фольклоре коренных народов Байкала
IrkutskMedia запустило новый тг-канал с жуткими происшествиями — ЧП | Приангарье
IrkutskMedia, 1 ноября. Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело» представил 11 спектаклей, основанных на фольклоре коренных народов Байкала. Премьеры состоялись в Иркутске. В мероприятиях участвовали историки, этнографы, драматурги и режиссёры из России и Китая, а также театры из пяти городов Иркутской области и Республики Бурятия.
Спектакли театрального проекта «Необъятное Море-Далай» создавались в рамках экспериментального творческого сотрудничества: историки и этнографы подбирали подлинный фольклорный материал, драматурги писали пьесы по новым для себя сюжетам, а театры Байкала впервые работали с приглашёнными режиссёрами. За соблюдение языковых и культурных особенностей отвечал исследователь фольклора Сибири, автор бестселлера «Мифы Байкала» (0+) Александр Исаков.
В результате были созданы одиннадцать совершенно уникальных постановок. Некоторые из них строго придерживались классических фольклорных сюжетов, в то время как другие предлагали современное осмысление, где сказочный рыбак превращается в айтишника, а подростки-зумеры помогают бурятским божествам-тэнгриям вспомнить, зачем они создали мир. Все спектакли объединял мотив Байкала как священного места, где звучит голос предков и сохраняются традиции. Эта тематика была выбрана для того, чтобы подчеркнуть богатство культуры и хрупкость природы великого озера.
«Мой эскиз называется «Ехэ Хориг» (16+) — великий запрет. Тысячу лет назад территория вокруг Байкала была закрытой зоной, где запрещалось чрезмерно вырубать леса, загрязнять воду и убивать много животных. Мы должны передать это как наследие, чтобы оберегать эту землю. Я считаю, что именно фонд Олега Дерипаска с такой ясной целью, силой и ресурсами в лице множества театров и деятелей культуры может решить эти задачи», — делится режиссёр бурятского театра кукол «Ульгэр» Эрдэни Жалцанов.
В Иркутске с аншлагом прошли театральные премьеры по мифам Байкала. Фото: Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»
Сквозной темой нескольких эскизов стало сохранение национальной памяти. В спектакле «Дело Гэсэра» (16+) история о мифологическом богатыре-защитнике перекликается с судьбами учёных, репрессированных в 1940-х годах за воссоздание бурятского эпоса. В российско-китайской постановке «Табу» обсуждаются законы рода и духовные опоры, необходимые современному человеку, даже если он верит не в богов, а в науку.
«Сегодня в России преобладает русский язык, в Китае — китайский язык, а языки малых народов начинают исчезать. Как сохранить разнообразие культур малых народов? Как сделать так, чтобы эти замечательные культуры продолжали существовать и развиваться? Мне кажется, это очень важная тема», — отмечает режиссёр-китаянка Ланьбо Цзяо.
В проекте участвовали театры Иркутска, Усть-Илимска, Братска, Черемхова и Улан-Удэ. Интерес к традиционной культуре Байкала подтверждает, что одно из самых известных озёр мира по-прежнему остаётся местом силы и предметом гордости — не только для жителей региона, но и для всех, кто ощущает с ним духовную связь.
В Иркутске прошли театральные премьеры по мифам Байкала. Фото: Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»
В Иркутске прошли театральные премьеры по мифам Байкала. Фото: Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»
1 / 2
«Байкальская театральная лаборатория — это значительное, серьёзное дело, затрагивающее память народа, поскольку мифы представляют собой застывший опыт. Важно, что благодаря новым спектаклям этот опыт будет продолжаться, он не будет пылиться в книгах и не останется в фольклорных текстах. Он дойдёт до людей, и они будут взаимодействовать с ним», — говорит театральный деятель Олег Лоевский.
Источник







