Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Камчатка 9 октября: бот «Святой Гавриил» и судно «Аскольд Пынько»
Пакетбот «Святой Иоанн Креститель»
Пакетбот «Святой Иоанн Креститель» был заложен в Охотске в 1741 году для экспедиции Шпанберга, его построил мастер Козьмин.
2 октября 1753 года он вышел с грузом из Охотска на Камчатку во главе отряда (гукор «Св. Петр», дубель-шлюпка «Надежда»), но 10 октября 1753 года потерпел крушение на мели в устье реки Озерная (около Большерецка); пять человек погибли от холода, и весь груз был утрачен.
Пакетбот представлял собой скоростное судно с двумя мачтами (в XIX веке — зачастую с тремя), которое использовалось для перевозки почты и пассажиров в ряде стран в XVIII—XIX веках. Арсенал пакетботов включал от 12 до 16 пушек мелкого и среднего калибра. Поздние модели пакетботов уже были паровыми.
В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» (1897) пакетбот определялся следующим образом:
«Пакетбот — это судно, чаще всего пароход, которое выполняет регулярные рейсы между определёнными портами, обслуживая грузовое и пассажирское движение».
Алеутские острова, XIX век. Фото: Из книги А. А. Смышляева «Популярная история Камчатки от древности до 1917 года»
Секретная экспедиция на Алеутские острова
В 1763 году сибирский губернатор Чичерин сообщил императрице Екатерине II о том, что русские промышленники открыли «неизвестные места и новый промысел». Он описывал их как «самых простых и неучёных людей». Губернатор настаивал на необходимости назначения морских офицеров на их суда, которые, не вмешиваясь в промыслы, вели бы корабельные журналы и создавали подробные отчёты о плаваниях.
В 1764 году Екатерина II отдала указание Адмиралтейств-коллегии «незамедлительно отправить, по своему усмотрению, необходимое число офицеров и штурманов, поручая команду старшему, у которого должно быть известное знание морской науки и усердие к ней».
Основной целью экспедиции было не только описание открытых островов, включая Аляску, но и закрепление их за Российской Империей, приведение «американцев», то есть алеутов, в российское подданство, а также организация сбора ясака и контроль за промышленниками, чтобы избежать нарушения интересов казны.
Начальником этой экспедиции был назначен капитан-лейтенант Пётр Кузьмич Креницын. В качестве помощника он выбрал капитан-лейтенанта Михаила Дмитриевича Левашова. Экспедиция была секретной, её цели и задачи держались в строгой тайне. Моряки взяли с собой несколько карт региона Алеут, в том числе составленных по материалам Степана Глотова, который открыл Лисьи острова.
В октябре 1765 года экспедиция полностью прибыла в Охотск. В Петербурге внимательно следили за действиями отряда Креницына. Екатерина II лично интересовалась этой экспедицией и возлагала на неё серьезные надежды.
Из Охотска суда вышли в этот трагический рейс 10 октября 1766 года. В густом тумане они вскоре потеряли друг друга. При приближении к берегам Камчатки, у входа в устье реки Большой, три корабля были выброшены на берег в результате шторма, а галиот «Святой Павел» разбился о скалы в седьмом Курильском проливе. Из сорока трёх членов его экипажа тридцать погибли.
17 августа 1767 года оба судна вышли из Чекавинской гавани и 6 сентября прибыли в Нижнекамчатск. Остальные члены экспедиции должны были добраться сюда по суше. Во время перехода выяснилось, что бот пришёл в негодность, и для плавания не подходит. Ситуация для экспедиции становилась критической. К счастью, Креницыну удалось получить галиот «Святая Екатерина», на котором ранее плавал участник Второй Камчатской экспедиции с пакетбота «Святой Пётр» лейтенант Иоганн Синдт, предпринявший неудачную попытку составить описание берегов Америки. Галиот требовал значительного ремонта, но Креницын отложил его до следующего года.
В июле 1768 года галиот «Святая Екатерина» и гукор «Святой Павел» направились к Командорам. Креницын и Левашов стали первооткрывателями научного изучения северо-восточной части Тихого океана.
Ими было завершено открытие Алеутских островов. Географические результаты их экспедиции использовались всеми последующими русскими и иностранными исследователями этих вод, начиная с Джеймса Кука. Экспедиция имела огромное политическое значение. Русское правительство продемонстрировало миру свою решимость закрепить за Россией земли северной части Тихого океана. В 1780-1790-х годах было издано не менее шести публикаций материалов экспедиции на четырёх языках.
Глеб Леонтьевич Травин, 1930-е гг. Фото: Из фондов Псково-Изборского объединённого музей-заповедника
Глеб Леонтьевич Травин
10 октября 1928 года начался одиночный велопробег работника петропавловской электростанции, туриста Глеба Травина вдоль границ Советского Союза. Стартовал и финишировал на Камчатке. Завершил путешествие 24 октября 1931 года.
Глеб Леонтьевич Травин (28 апреля 1902, Псковский уезд — октябрь 1979, Псков) — советский путешественник и велогонщик.
В 1928-1931 годах он совершил велопутешествие вдоль границ СССР, включая арктическое побережье, общей протяжённостью 27-30 тысяч километров.
Травин увлекался природой, в юности руководил кружком «охотников-следопытов». Отец научил его навыкам выживания — находить пищу и укрытие в лесу и на поле, в том числе питаться, по необходимости, сырым мясом. В 1923 году в Псков приехал голландский велосипедист Адольф де Грут, объехавший всю Европу. Это вдохновило Травина на мысль о более длительном и сложном путешествии.
На подготовку к велопереходу ему потребовалось 5 лет, за которые он проехал тысячи километров по Псковской земле. В это время он изучал географию, геодезию, зоологию, ботанику, фотодело и слесарное дело во время службы в армии. После завершения службы он отправился на Камчатку, где продолжил тренировки на армейском складном велосипеде «Лейтнер».
Глеб Травин начал своё велопутешествие 10 октября 1928 года. До Владивостока он добрался на пароходе, а затем по суше на велосипеде через Дальний Восток, Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье, Украину, Центральную и Северо-западную часть России — 17 тысяч километров вдоль сухопутных границ.
Всю арктическую часть границы вдоль Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до мыса Дежнёва на Чукотке Травин преодолел на велосипеде, охотничьих лыжах, собачьей упряжке и пешком — 10-13 тысяч километров. Он побывал в Мурманске и Архангельске, на островах Вайгач и Диксон, в селениях Хатанга, Русское Устье, Уэлен и других. Путешествие завершилось возвращением на Камчатку.
После возвращения Травин обучал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов, продолжал заниматься спортом и вовлекал в него молодёжь. Во время Великой Отечественной войны он работал преподавателем военного дела в Камчатском моррыбтехникуме.
В 1962 году он вернулся в Псков. Глеб Травин ушёл из жизни в октябре 1979 года.
Путешествию Травина посвящён очерк Вивиана Итина «Земля стала своей», опубликованный в журнале «Сибирские огни» и книге «Выход к морю» в 1935 году. В 1960 году вышла книга А. Харитановского «Человек с железным оленем. Повесть о забытом подвиге», выдержавшая несколько переизданий. В 1981 году режиссёр Центрнаучфильма Владлен Крючкин снял документальный фильм о Травине.
В честь арктического велоперехода Травина комсомольцы Чукотки в июле 1931 года установили памятный знак на мысе Дежнёва.
Именем Глеба Травина названы клубы путешественников в Лозовой, Львове, Петропавловске-Камчатском, а также за границей — в городах Гера и Берлине. Велосипед, винчестер, компас, документы и фотоматериалы Травина хранятся в Псковском музее-заповеднике.
Костарёв Николай Константинович. Фото: Из фондов КГКУ ГАКК
Николай Костарёв
10 октября 1933 года вечером в редакции «Камчатской правды» собрались местные литераторы и рабкоры. На встречу пришёл дорогой гость — настоящий писатель, член Союза советских писателей Николай Костарёв (Туманов), прибывший на С-55. Он рассказал начинающим коллегам о подготовке к Всесоюзному съезду писателей и о роли молодого автора на периферии. После этого они долго обменивались мнениями.
Николай Костарёв был уполномоченным комитета Советского Союза писателей по организации и инструктажу местных отделений общества и литературных групп, ранее он активно участвовал в гражданской войне на Урале и Дальнем Востоке. В его творчестве темы Дальнего Востока занимали значительное место. Он является автором книг «Мои китайские дневники», «Граница на замке», «Короткие разговоры» и ряда очерков в газетах и журналах. В 1933 году он работал по специальному заданию «Известий» над серией публикаций, посвящённых социалистической переделке Дальнего Востока.
Семинар творческой молодёжи. Фото: Из справочного издания «Корякский округ: даты, события, факты»
Также в этот день
10 октября 1937 года — в с. Тиличики зарегистрировано Олюторское отделение АКОснабторга, которое 14.09.1939 года было передано в Центросоюз Камчатского облрыбкоопа.
10–12 октября 1939 года — в Палане прошёл слёт охотников-ударников северного куста.
10 октября 1949 года пароход «Хабаровск», прибывший в Петропавловск, был включён в состав флота.
10 октября 1958 года — решением Тигильского райисполкома № 175 была закрыта Морошечновская начальная школа.
10 октября 1960 года — решением Карагинского райисполкома № 189 колхоз им. 13-й годовщины Октября был объединён с колхозом им. Бекерева, с центральной усадьбой в с. Ивашка.
10 октября 1965 года — решением педагогического совета Паланской средней школы-интерната под руководством директора школы Лидии Михайловны Смоленской был основан музыкально-хореографический кружок, позднее названный ансамблем «Каюю».
10 октября 1968 года начались занятия на дневном отделении Камчатского филиала Дальрыбвтуза (ныне КамчатГТУ).
10 октября 1970 года — в Палане прошёл Первый съезд женщин Корякского национального округа.
10 октября 1975 года — решением Камчатского облисполкома № 21–18 был создан совхоз «Пахачинский» в с. Средние Пахачи Олюторского района.
1–10 октября 1986 года — в Палане по инициативе окружкома ВЛКСМ прошёл первый окружной семинар творческой молодёжи.
10 октября — день корабля — ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-150 «Петропавловск-Камчатский».
Источник







