Нейросети — это благо или угроза? Мнения педагогов
Один из первых в России «дорожных классов» открылся на Ставрополье
Stavropol.Media, 23 октября. В течение ближайших пяти лет Минпросвещения РФ намеревается внедрить в учебные заведения национальную ИИ-систему для поддержки учеников и преподавателей, сообщают «Ведомости» со ссылкой на слова министра Сергея Кравцова. Педагоги Ставрополья уже начинают адаптироваться к этой новой реальности. В разговоре с корреспондентом ИА Stavropol.Media они поделились тем, как нейросети влияют на процесс обучения и возможно ли списать у искусственного интеллекта.
ИИ как стимул
Светлана Викторова, учитель математики и физики в Шпаковском округе
— Чаще всего я вижу, как ученики пытаются решить задания с помощью искусственного интеллекта. И, кстати, у них это довольно успешно получается.
Нейросеть может оказать помощь ребенку в более глубоком понимании темы урока. Проблемы могут возникнуть, если учащийся решит полностью заменить рекомендованную литературу.
В общем, я считаю, что если искусственный интеллект становится частью нашей жизни, изменить это мы не в силах. Так думают и многие из моих коллег, когда мы обсуждаем эту тему в школе или на районных семинарах, — особенно молодые учителя. Я не воспринимаю ИИ как зло. Но считаю, что нам всем нужно научиться эффективно с ним работать.
Я сама не раз прибегала к использованию нейросетей. Например, когда готовила нестандартную тему для выступления на семинаре и не знала, с чего начать, ввела тему в ИИ. После его ответа стало понятно, что именно мне следует искать.
Чаще всего школьники используют искусственный интеллект для решения задач. Фото: Сгенерировано GigaChat (18+)
Мы постоянно адаптируем задания для учащихся. Если задание стандартное, ответ на него можно мгновенно найти в интернете или сгенерировать. Поэтому приходится постоянно придумывать что-то новое. Это является стимулом.
Определить задания, выполненные с помощью искусственного интеллекта, возможно. Особенно это заметно в докладах: много общей информации, отсутствует конкретизация. Все выглядит слишком гладко, без резких переходов и эмоций. Содержимое может казаться правдоподобным, но источники могут не внушать доверия. Выявить работы, созданные нейросетью, можно — особенно если это область, в которой ты разбираешься.
Отсутствие человеческой мысли и ошибок
Елена Некоз, учитель английского языка в частной школе Ставрополя
— Не могу точно сказать, встречала ли сгенерированные работы от учеников. Вычислить, как часто школьник использует ИИ, почти невозможно. Однако в письменных материалах, как преподаватель, знающий ученика и его способности, я могу определить, прибегались ли какие-либо сторонние методы. В эссе, например, легче всего распознать ИИ: когда в работе все четко, факты изложены, лексика на высоком уровне, отсутствует человеческая мысль и типичные для уровня ошибки.
Я не против использования ИИ, если ученик применяет его для познавательного изучения языка, а не действует по принципу «сгенерировал за пять минут и забыл». Поиск слов, выражений, фразеологизмов — это вполне приемлемо.
В качестве помощника ИИ — бесценный инструмент. Но в случае с учениками он чаще оказывается помехой. Я сама использую ИИ только для генерации изображений и заданий. Чаще всего планы уроков я составляю самостоятельно, так как результат от нейросетей меня не удовлетворяет. Кроме того, ИИ помогает проверять домашние задания и тесты. Наконец-то большую часть рутинной работы можно снять с хрупких плеч преподавателя. Это значительно экономит время.
Считаю, что в школах следует обучать правильной фильтрации информации. Не секрет, что ИИ не всегда предоставляет верные ответы, часто допускает ошибки. Более того, из-за массового внедрения нейросетей, по моим наблюдениям, страдает креативность.
Использование ИИ видно в докладах учеников: много общей информации, отсутствует конкретизация. Фото: Сгенерировано GigaChat (18+)
Клин клином
Анна Сопрун, учитель русского языка и литературы в Ставрополе
— Упрощать себе жизнь и списывать что-либо дети любили всегда. Раньше это были ГДЗ — готовые домашние задания, а также сборники сочинений. Со временем их стало легче выявлять, учителя научились пользоваться поисковыми системами и антиплагиатом. Искусственный интеллект просто отвечает на такие изменения.
До этого года я почти не сталкивалась с сгенерированными работами. С начала осени проверила уже несколько таких сочинений. В моих предметах ИИ может также встретиться в заданиях, где требуется развернутое написание: например, биографические конспекты.
Работы от нейросетей достаточно легко распознаются. Каждый учитель примерно знает уровень ученика и ожидает от него определенной лексики. Основные маркеры — это орфография и пунктуация. Безошибочные работы сразу вызывают подозрения.
С одной стороны, нейросети способствуют детской лени. Любое творческое начало так и не начинается. С другой стороны, при грамотном подходе нейросети — это отличный инструмент. Они могут предложить идею, направление, структуру — все это можно сделать с помощью ИИ. Учить пользоваться таким инструментом безусловно необходимо, так как ученики начинают ему слепо верить. А он может ошибаться, нужно уметь критически мыслить и проводить фактчекинг. Еще один важный навык — правильно сформулировать запрос.
Учителя используют нейросети в работе, чтобы вышибать клин клином. Фото: Сгенерировано GigaChat (18+)
В учительской о нейросетях особенно не обсуждают. Для старшего поколения это все кажется находящимся где-то далеко. Некоторые внедряют элементы ИИ в свою работу, но это скорее исключение. Я сама начинаю осваивать эти технологии. У меня есть две ИИ-программы, которые преобразуют текстовую информацию в инфографику. Также я могу сгенерировать изображения персонажей книг для презентаций. Я также использую создание конспектов видео и «запоминалок» для детей. Недавно я открыла платформу, которая генерирует рабочие листы. Она создает задания, на которые не найти ответов в интернете. Так я вышибаю клин клином.
Творческие работы, такие как сочинения, даю выполнять в классе, телефоны отбираю. Пока не совсем понятно, как убедить детей не использовать ИИ бездумно. Если решать проблему мягко — стараюсь предложить какую-то тему или формат работы, чтобы им самим было интересно создать что-то. Например, недавно мы изучали официальный деловой стиль и я предложила задание написать заявление в полицию на кинозлодея. Если напоминать авторитарно — напоминаю ученикам, что на экзаменах ИИ не будет, поэтому формируем навыки, чтобы ОГЭ и ЕГЭ не вводили в состояние оленя при свете фар.
Источник







