Представители регионов обратились к премьеру с просьбой предоставить детальное обоснование и анализ последствий инициативы Минпромторга
Зачем Nissan накрыл покрывалом Elgrand
Группа депутатов Госдумы обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с запросом на детальное обоснование инициативы Минпромторга РФ по увеличению ставок утилизационного сбора на ввозимые автомобили и отмене льготы по нему для физических лиц. Парламентарии считают проект не доработанным и угрожающим для отдельных секторов экономики и социальной сферы. Резкое повышение утилизационного сбора, по их мнению, приведет к кризису автомобильного рынка Дальнего Востока и лишит многих жителей за Уралом, в основном семьи, возможности иметь доступный личный транспорт.
С обращением к главе правительства (агентство ознакомилось с его содержанием) выступил депутат Госдумы от дальневосточных регионов Алексей Корниенко (КПРФ). К нему присоединились однопартийцы-парламентарии Нина Останина, Мария Прусакова, Сергей Левченко и Сергей Обухов.
Депутаты подчеркивают, что инициатива Минпромторга вызвала беспрецедентное общественное недовольство на официальном федеральном портале проектов нормативных актов: «На сегодняшний день против данной инициативы подано более 128 тысяч голосов, в поддержку — 674».
По расчетам парламентариев, повышение утильсбора значительно увеличит цену некоторых популярных моделей автомобилей на 2,9-3,5 млн рублей, что превысит стоимость самого автомобиля.
«Размер утилизационного сбора превышает стоимость автомобиля, таможенных пошлин и доставки по России, что сделает его ввоз нецелесообразным», — подчеркивается в запросе.
При этом среди автомобилей, которые преобладают на Дальнем Востоке, — кроссоверы и минивены, в частности, южнокорейского производства. По словам депутатов, некоторым из них нет альтернатив среди отечественных и китайских моделей.
Особенно пострадают регионы Дальнего Востока и Сибири, где «граждане в основном пользуются ввозимыми из-за границы автомобилями», прогнозируют авторы обращения.
На Дальнем Востоке японские и южнокорейские марки автомобилей хорошо зарекомендовали себя у семей с детьми, а также при передвижении по сложному рельефу и плохим дорогам. Многие из них подпадают под новые критерии повышения утилизационного сбора как по количеству лошадиных сил, так и по принадлежности к гибридам или электрокарам. Фактически данная мера сделает невозможным импорт относительно недорогих и удобных для жителей, в том числе многодетных семей, автомобилей», — говорится в документе.
Депутаты предсказывают падение рынка импорта автомобилей до 50% и серьезные экономические потери: банкротство малого и среднего бизнеса, занимающегося легальным ввозом автомобилей; массовые увольнения в автомобильной отрасли; недополученные доходы федерального бюджета от таможенных платежей, акцизов и НДС.
Также они ссылаются на позицию Федеральной таможенной службы «о проблемах начисления и взимания утильсбора, которые приводят к правовым спорам».
«Считаем, что нормативная правовая база по данному вопросу должна быть качественно переработана», — отмечается в обращении.
От главы правительства депутаты требуют получить детальные разъяснения, без которых считают невозможным принятие столь радикального решения.
Они просят: предоставить анализ влияния повышения утильсбора на авторынок, отрасли производства и импорта автомобилей, покупательную способность граждан; оценку рисков роста социальной напряженности; объяснить, как мощность двигателя автомобиля влияет на процесс его утилизации.
Кроме того, парламентарии просят раскрыть данные по количеству утилизационных заводов в России и статистику выявленных «серых схем», о которых ранее упоминал глава Минпромторга Антон Алиханов, объясняя необходимость изменений, а также предоставить информацию о мерах, предпринятых для борьбы с ними.
Для многодетных семей депутаты просят сохранить льготу по утильсбору в рамках государственной политики по повышению рождаемости.
Ранее КПРФ пыталась добиться официального запроса через Госдуму, но «Единая Россия» и «Новые Люди» заблокировали инициативу. Поддержку оказали только, собственно, КПРФ, фракция ЛДПР и большинство депутатов «Справедливой России».
На фоне критики инициативы первый вице-премьер Денис Мантуров поручил Минпромторгу рассмотреть перенос введения новых правил с 1 ноября на месяц позже.
«Ажиотажный спрос повлиял на загрузку пограничных пропускных пунктов — образовались очереди, из-за которых срок доставки автомобиля мог увеличиться на несколько недель», — приводят пояснения его секретариата федеральные СМИ.
По данным Владивостокской таможни, с 1 октября ею оформлено более 17,5 тысячи импортных автомобилей для личного пользования. Это на 24% больше, чем в первые две недели сентября.
Лихорадочный ажиотаж в Приморье возник после анонсирования инициативы Минпромторга по утилизационному сбору.
11 октября во Владивостоке прошел согласованный митинг против повышения утильсбора. В ходе полуторачасовой акции, по данным организаторов, под резолюцией подписались почти 700 человек.
Согласно проекту Минпромторга, он будет уплачиваться исходя не только из объема двигателя и года выпуска автомобиля, но и мощности двигателя, а также отменяется льгота для физических лиц. Изменение методики расчета коснется ввозимых из-за рубежа машин с ДВС свыше 160 л. с., а также для гибридов и электрокаров мощностью свыше 80 л. с.
Проект соответствующего постановления правительства подготовлен Минпромторгом РФ в ответ на обращение ассоциации «Объединение автопроизводителей России» (ОАР, 18+), где ведущими участниками являются АО «АвтоВАЗ», ПАО «КАМАЗ», ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ», ПАО «Соллерс» и АО «Московский автомобильный завод «Москвич».
По данным Минпромторга, по итогам 9 месяцев 2025 года более 73% автомобилей было ввезено в Россию с помощью физических лиц с уплатой льготного утилизационного сбора.
Источник







