Каждый, кто знаком с «Мастером и Маргаритой», помнит зловещую квартиру номер 50 в доме номер 302-бис на Большой Садовой, где Воланд устроил свой бал. Однако на самом деле такого здания в Москве не существует. Истинный адрес «нехорошей квартиры» — Большая Садовая, 10, кв. 50.
Почему же Булгаков изменил номер? И что стоит за таинственным «302-бис»?
Вероятно, не секрет, что у Михаила Афанасьевича нет случайных элементов. Этот номер — не исключение.
Две версии — одна загадка
Обе версии представила автор Дзен-канала «Беречь речь» (18+) Олеся Дроздова. Первая из них, по её словам, — историческая. До революции Садовое кольцо нумеровалось по порядку, и дом Пигита (в настоящее время № 10) действительно мог иметь номер около 166. Так как нумерация доходила до 447–448, дом № 302 теоретически мог существовать. Это, по мнению литературоведа Альфреда Баркова, намёк на то, что события романа происходят до 1917 года — в мире, который уже исчез.
Но тогда возникает вопрос: для чего «бис»?
Вторая версия — математическая и, кажется, более изящная. На экскурсии в Булгаковском музее рассказывают: сложите цифры в числе 302 — получится 5. Умножьте на 2 (ведь «бис» по-латыни — «дважды») — и вы получите 10. А это и есть настоящий номер дома на Большой Садовой.
Таким образом, Булгаков, мастер шифров и аллюзий, зашифровал реальный адрес, оставив читателю ключ в самом названии.
Почему именно этот дом?
Дом № 10 — не просто здание. Это центр культурной жизни Москвы начала XX века. Его называли «Домом Пигита» — по имени купца, построившего его в стиле модерн. Здесь жили и творили:
- художник Пётр Кончаловский,
- скульптор Митрофан Рукавишников,
- здесь бывали Шаляпин, Пастернак, Мейерхольд,
- а Сергей Есенин впервые встретил Айседору Дункан.
После революции дом стал коммуналкой — и именно сюда в 1921 году приехал Михаил Булгаков. Три года он жил в квартире № 50, и именно она стала прообразом «нехорошей».
Не случайность, а знак
Цифра 302 появляется и в других произведениях Булгакова: в «Дьяволиаде» — 302-я комната, в неоконченной «Театральном романе» — 302-я страница.
Это подтверждает: у писателя нет случайных чисел. Каждая деталь — часть замысла. И, возможно, «302-бис» — это не просто вымысел, а тайный ключ к пониманию времени, пространства и даже природы зла в его романе.
В школе на подобных моментах внимание не акцентируют, ведь и версии в большей степени являются аксиомами, чем на сто процентов доказанными фактами. Но именно во взрослом возрасте, когда роман читается с другими чувствами, замечаешь такие детали, разбираться в которых — особенное удовольствие.
Источник







